Правовое бессознательное состояние
Благодаря динамике закона “подпитывания капитализма” мы можем следить за ходом опознания опокалитического движения старой цивилизации и происхождения новой цивилизации, которая поднимается на основе нового способа производства социальной стратификации, характеристики которой уже были экспонированы автором, в работе под названием Международная Правовая Экологическая Школа Устойчивого Развития, а также и теориа о законе “подпитывания капитализма” и который лежит на кафедре Международного право РУДН.
У цивилизации, как достижения материальных и духовных ценностей, присутствует объективное осмысленное опознание данного достижения в мозгу человека, таким образом каждая цивилизация обладает не только отражением объективного мира, но и своим способом творения его. Смерть старой цивилизации наступает только тогда, когда человек осознает превращение глобальных проблем в центр экологической проблематики, и одновременно рождается новая цивилизация в рамках этого осознания, но изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения общественного сознания, так как процесс опознания объективности представляет собой довольно длительное движение в результате борьбы между старыми и новыми представлениями. Это процесс опознания имеет методо-педагогический характер, так как может быть использован для того, чтобы ускорять прогресс общества. Борьба между старыми и новыми представлениями – это борьба между идеями прогрессивного движения ко все большей свободе и равенству для большего числа людей, и идеями возвращения человека к природе, как природное существо.
Именно в недрах Организации Объединенных Наций произошло зарождение правосознательного процесса осознания возникновения новой цивилизации международным сообществом, то есть возникла международная правовая Экологическая Школа устойчивого развития, которая развивает, меняет современное международное право и превращается в новое мировоззрение человечества как катализатор глобальных проблем. Этот процесс нашел свое отражение на третьем десятилетии международной стратегии развития ООН, как констатирует доклад Совета управляющих Специальной и десятой сессии, Программы ООН по окружающей среде, но окончательное воплощение этого правосознательного процесса возникновения и развития Школы произошло на Конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 3–14 июня 1992 г. Как отметил тогда Генеральный секретарь этой Конференции Морис Стронг: “Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация”, что другими словами можно сказать, если человечество действительно разумно, как это следует из названия биологического вида, к которому все мы принадлежим, то июнь 1992 года и Конференция в Рио-де-Жанейро вошли в историю как вехи, отмечающие начало сознательного поворота нашей цивилизации на новый путь развития – развития, при котором человек умерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с природой. Чрезмерная ее эксплуатация сегодня грозит ответными реакциями, губительными для человечества. Осознание этого явилось побудительным мотивом созыва к ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств1.
Главная задача на четвертом десятилетии международной стратегии развития ООН (1991–2000 гг.) представляет собой сочетание активизации роста и развития с улучшением условий жизни населения, при которых стратегия выделяет четыре приоритетных области: проблемы нищеты и голода, людские ресурсы и развитие институтов, народонаселение и окружающая Среда. Даже стратегия формулирует четыре предпосылки для активизации роста и развития: внешний долг, развитие финансов, международная торговля и товарные рынки. Сущность взаимосвязи между активизацией роста и развития и улучшением условий жизни населения заключается в том, что социальное развитие было признано важнейшим фактором роста. Оно гарантирует благоприятную среду для экономического развития.
Постановка в центр стратегии вопросов социального развития связана с растущей озабоченностью экологическими проблемами прогресса человечества и настоятельной необходимостью разработки стратегий рационального развития, которые призваны исключить негативное влияние нынешней политики на ресурсы развития будущих поколений.
В целях достижения глобального консенсуса в отношении приоритетов развития и придания импульса программам действий в конкретных областях Организация Объединенных Наций выступила инициатором проведения целого ряда международных конференций, посвященных проблемам детей (1990 г.), окружающей Среды и развития (1992 г.), народонаселения и развития (1994 г.), социального развития (1995 г.), улучшения положения женщин (1995 г.) и населенных (1996 г.) пунктов2.
Дальнейший шаг этого правосознательного процесса сделал в мае 1994 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Б. Гали, когда выступал с проектом новой Концепции развития и активизации усилий по улучшению условий жизни человека под названием “Программа развития”3, сущность которого – мир, экономика, окружающая Среда, социальная справедливость и демократия – представляет собой неотъемлемую часть целого развития, где экономический рост является двигателем развития. По мнению Генерального секретаря, необходимо осуществлять прагматический политический курс, который позволил бы воспользоваться преимуществами эффективности рынка, поскольку правительства государств уже не могут рассматриваться в качестве важнейшего экономического субъекта. Но правительства должны обеспечивать создание регулирующих рамок для экономической деятельности. Глобальная проблема заключается в том, что экономический рост требует капиталовложений в развитие человека, которые рассматриваются в качестве “вложения капитала в обеспечение долговременной конкурентоспособности”. И экономический рост будет устойчивым только тогда, когда он способствует занятости, снижению уровня бедности и совершенствованию структуры распределения доходов, то есть только тогда, когда человек со знанием будет использовать диалектику закона “подпитывания капитализма”.
В ноябре 1994 года Генеральный секретарь ООН представил Генеральной ассамблее “рекомендации”4 в связи с “программой развития”, в основание которых положены четыре концепции: развитие должно быть признано в качестве важнейшей и наиболее далеко идущей задачей нашего времени; его необходимо рассматривать во многих измерениях: экономика, защита окружающей Среды, социальная справедливость и демократия; достижение консенсуса в отношении приоритетов и измерений развития должно найти свое выражение в новых рамках международного сотрудничества, и в этих новых рамках Организация Объединенных Наций должна играть важную роль как в обеспечении политического руководства, так и в конкретной деятельности.
Решение диалектического противоречия между развитием и окружающей средой – есть предмет устойчивого развития, реальное воплощение которого требует комплексного подхода. Условием комплексного подхода к совершенствованию устойчивого развития является существование правосознания в международном сообществе, которое предполагает, во-первых, устанавливать естественное соотношение международного и внутригосударственного права, и, во-вторых, изучать положение и сущность международных документов для обеспечения объективного экономико-правового механизма устойчивого развития, способного решить конкретные экономико-технические вопросы.
В международном сообществе существует одно правовое явление под названием “правовое бессознательное состояние”, сущность которого заключается в том, что отсутствует объективное отражение правовой жизни, то есть правовой прогресс отстает от общества, что затрудняет установление естественного соотношения международного и внутригосударственного права для воплощения сущности международных документов, а также затрудняет установление экономико-правового механизма, который на практике достигает совершенства устойчивого развития.
Для достижения устойчивого развития необходимо опознать сущность исторического явления под названием “правовое бессознательное состояние”, которое тормозит его движение вперед, и в рамках этого опознания изучать существующие правовые взаимосвязи международного и внутригосударственного права и структуры экономико-правового механизма для достижения накопления гипотетических элементов в качестве вспомогательных инструментов правотворческой деятельности к совершенствованию устойчивого развития.
Старые представления – есть идеи прогрессивного движения ко все большей свободе и равенству для большего числа людей. Свобода индивида (ее мера, характер, содержание и т.д.) при этом выступает в качестве главного критерия и основного итога достижений человеческой цивилизации на соответствующей ступени ее развития.
Правовая (государственно-правовая) форма проявления и измерения прогресса свободы во всемирной истории обусловлена тем, что свобода возможна только как право, только в правовой форме, поскольку только право (с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов) проводим разграничительную линию между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу. Право регулирует отношения свободных индивидов как отношения независимых друг от друга субъектов, действия которых в условиях правовой государственности (правовой организации политической власти) одинаково подчинении требованиям общеобязательного правового закона.
Реально-исторически до сих пор наиболее высокая ступень свободы (в виде всеобщего формально-правового равенства людей, свободы индивида в качестве субъекта права и собственности, члена гражданского общества и правового государства) достигнуто в условиях капитализма. Ключевой (также и в плане изучения закономерностей развития общества, права, государства) остается проблема: является ли капитализм последней и окончательной во всемирной истории ступенью прогресса свободы или этот прогресс продолжается и объективно возможна более высокая ступень?5 Ответом на этот вопрос: нет является именно потому, что на основе этого прогресса свободы должны держаться структуры новых представлений, то есть, идеи возвращения человека к природе, как природное существо, которые были мотивированы превращением глобальных проблем в центр экологической проблематики и которые заставляют человека выйти из нарастающего глобального экологического кризиса, не останавливая экономического и социального развития человечества.
Таким образом, идея права как необходимая всеобщая форма свободы, сущность которой заключается в том, что право – форма человеческих взаимоотношений, и в этом смысле выраженные и представленные в правах: равенство, всеобщность, независимость, свобода индивидов – носят формальный характер6, меняется на новую эссенцию права, которая требует заменить регулирование отношений людей как свободные и независимые индивиды, действующие на условиях правового государства, регулированием отношений людей, основанных на гармонии с законами природы, так как приоритетом современности является предпринятие коллективных мер и осуществление коллективных и солидарных прав для самовыживания поскольку, поскольку так называемые коллективные, солидарные или права народов невозможно реализовать отдельной личности.
Вряд ли можно спорить по поводу того, что в современных условиях развития человеческого общества в перечне прав человека на первый план выдвигается право каждого человека и всех народов нашей планеты на жизнь в условиях мира и международной безопасности, здоровой окружающей Среды обитания. Каково бы ни было значение для человека социально-экономических, а также гражданских и политических прав, в случае ядерной войны или гибели цивилизации от экологической катастрофы они утратили бы всякий смысл. Выживание человечества и обеспечение всем народам права на жизнь - первостепенная и постоянная приоритетная задача всего международного сообщества7.
Очевидно, что дорогу опознания международного правосознания возможно исследовать только в рамках изучения динамики закона подпитывания капитализма, который дает возможность понимать диалектику формирования и развития нового способа производства социальной стратификации и позволяет угадывать, в общей картине, черты нового демократического государства, которые уже были экспонированы. Но поскольку человечество находится в состоянии переходного периода от капитализма к способу производства социальной стратификации, мы можем только характеризовать общие черты нового государства, сущность его права и его взаимодействие по решению вопросов солидарно-коллективного характера, так как речь идет о возникновении нового типа государства, которое имеет новое право. Мы сопровождаем исторический и неизбежный процесс смены одного типа государства и права другим, и именно это состояние переходного периода называется правовым бессознательным состоянием, сущность которого заключается в том, что пока его внутреннее строение отсутствует, т.е. отсутствует система права постольку, поскольку этого нового права нет, оно только возникает. У человечества есть только международные нормы, которые были созданы тогда, когда человек осознал превращение глобальных проблем в центр экологической проблематики, таким образом отсутствуют его отрасли, правовые институты, их предмет и метод правового регулирования и т.д. Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса8.
Международное правосознание
Мотором развития человечества является устойчивое развитие, и опознание международного правосознания можно достигать только по восходящей линии поступательного развития – его диалектическое главное противоречие, развитие и окружающая Среда, которое имеет методо-педагогический характер и может быть использовано для того, чтобы ускорять развитие общества. Уже об этом говорил доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) – наше общее будущее, когда утверждал, что окружающая Среда – это место нашей жизни, а развитие – это наши действия по улучшению нашего благосостояния в ней. Оба эти понятия неразделимы. Более того, проблемы развития должны рассматриваться как жизненно важные и теми политическими лидерами, которые считают, что их страны уже достигли положения, которое необходимо достичь другим странам. Многие формы и методы развития промышленно развитых стран ведут к нарушению равновесия и упадку. Решения о будущих способах и путях экономического развития этих стран, учитывая их экономическую и политическую мощь, весьма существенным образом повлияют на способность всего населения земного шара, всех грядущих поколений обеспечить прогрессивное устойчивое развитие.
С неравномерным развитием, бедностью и ростом народонаселения связаны многие из критических проблем выживания. Все они вызывают беспрецедентную нагрузку на земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы планеты, прежде всего в развивающихся странах. Сжимающаяся спираль бедности и ухудшения качества окружающей Среды характеризуется потерей огромных возможностей и ресурсов. В особенности, это характерно для трудового потенциала. Связи между бедностью, неравноправием и ухудшением качества природной Среды были главным предметом нашего анализа и рекомендаций. Сейчас нужна новая эра экономического роста – роста значительного и в то же время социально и экологически устойчивого9.
Правосознание есть объективное отражение правовой жизни общества, представляет собой знание о праве, которое есть у человека, является знанием существующих правовых отношений, оценкой действующего права, и мыслями и идеями о желаемых изменениях в праве. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.
Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия “политико-правовое сознание”. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием10. Но о знании какого права мы говорим? Какие именно правовые отношения относятся к этому праву? О каком политическо-правовом сознании идет речь? Какой характер имеет современное правосознание в рамках правового бессознательного состояния? Как уже заметили, речь идет о знании предмета регулирования нового возникающего права, о знании его возникающих правовых отношений. Таким образом, мы говорим о тех общественных отношениях, которые складываются по поводу каких-либо объектов, находящихся в сфере действия правовых норм. А объектами являются развитие и окружающая Среда, то современное международное правосознание есть знание о комплексе правовых отношений, юридических и физических лиц, которые складываются по поводу развития во-первых, во-вторых природы и в-третьих, взаимодействия между развитием и окружающей средой. Надо подчеркнуть, что наша рефлексия есть продукт глубокой абстракции исторического движения капитализма и процесса возникновения нового способа производства социальной стратификации, где именно устойчивое развитие является мотором дальнейшего развития человечества; и не представляет собой механическая аксиома понятия международного правосознания.
С превращением глобальных проблем в центр экологической проблематики произошла экологизация международной правовой жизни и именно изучение и знание о взаимодействии элементов понятия устойчивого развития позволяют опознавать новое международное правосознание, так как устойчивое развитие требует таких правовых норм, которые охватывают основные признаки его содержания, то есть совокупность юридических норм, направленных к экономическому росту, к подъему качества жизни и социального благосостояния, к сохранению права будущих поколений на использование окружающей Среды для удовлетворения своих потребностей и к торможению причин глобального экологического кризиса.
Интерпретация сущности и содержания международного правосознания, как уже отмечалось, основывается на сущности права, то есть нового права, таким образом совокупность юридических норм, установленных и гарантированных государством и его реальное признание гражданским обществом, сущность которой постепенно возвращает человека к природе.
Дорога к опознанию международного правосознания только начинается, вторгается в новую цивилизацию, и мы должны понимать, что правосознанием является условие комплексного подхода к совершенствованию устойчивого развития, без него очень трудно добиться, чтобы появились у государств политическая воля и вера в будущее. Но пока это правосознательный процесс плавает в эгоистической гонке за разделение мира могущественными. Для международного сообщества, кажется, например, что более важно расширение НАТО на востоке или договоры о сотрудничестве, которые были подписаны в апреле 1997 г. между Россией и Китаем, чем проблемы выживания человечества, это – абсурд, это – антихрист развития. Только осталось обратиться к гражданскому обществу для ускорения этого правосознательного процесса, разделяем точку зрения г-на Бутроса Б. Гали, когда он утверждал, что экономический рост представляет собой двигатель развития, мы верим, действительно, подчинение личных интересов общественным и социальной функции собственности, кроме этого, другого выхода дороги самоуничтожения нет.
Сноски.
Контюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. (Рио-де-Жанейро) июнь 1992 г. Российская Академия наук. Сибирское отделение – Новосибирск, 1992. Информационный обзор. Ст. 3.
ООН. Департамент общественной информации. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Русский вариант книги издан для и от имени ООН. М., 1995. Ст. 137.
An Agenda for Development. ONU DPI/1622/Dev, E.95.1.16, 1995. Бутрос Б. Гали, Генеральный секретарь ООН.
An Agenda for Development, DPI/1622/Dev, E.95.1.16, 1995. Указ. док. Бутрос Б. Гали, Генеральный секретарь ООН.
Теория права и государства. / Под ред. Манова Г.Н. Прогресс в праве (исторический опыт и перспективы). Учебник. М., 1996. С. 287.