ВИЛЬСОН ГЕРРЕРО МАНЧАЙ
В настоящей статье, автор раскрывает сущность соотношения между международном и внутригосударственным правом в процессе осуществления устойчивого развития.
Международное и внутригосударственное право –
взаимосвязанные системы права
Комплексный подход к совершенствованию основного диалектического противоречия устойчивого развития имеет двоякое значение. Во-первых, он – составная часть международного права, регулирующего все формы международного сотрудничества; и во-вторых, он является продолжением внутреннего права. Весьма сложную систему представляет собой связь международного и внутреннего права. Сложность состоит прежде всего в том, что, если внутреннее право выражает единую волю соответствующего государства, то международное – согласованную волю международного сообщества, тем более, когда эта воля – воля крупнейшей встречи лидеров стран мира за всю историю международных отношений, которая была выражена на Конференции Организации Объединенных Наций по вопросам окружающей Среды и развития (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992 г.). Оттуда вытекает утверждение о том, что при соприкосновении этих волевых правовых норм, примат остается за международными нормами.
_______________________________
Эта статья является продолжением статьи «Эволюция опознания международного правосознания», которая была опубликована в данном журнале № 3-4’98, стр. 72.
Но проблема международного сотрудничества по достижению устойчивого развития имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы, несмотря на их официальное осознание характера выживания человека в современном мире.
В области международного права существуют разные теории соотношения международного и внутригосударственного права, которые имеют теоретическое и практическое значение в процессе достижения устойчивого развития. Данные теории возможно разделить на две группы: первая – монистические и вторая – дуалистические.
Монистические теории исходят либо из примата национального права над международным, либо из примата международного права над национальным.
В первом случае (Гегель) исходит из того, что международное право представляет собой лишь внешне государственное право, во втором случае (Кельзен) исходит из того, что это право более высокого порядка, определяющее действительность национального права1. В настоящее время подавляющее большинство сторонников теории монизма придерживаются мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. В современных международных отношениях признание рядом ученых этого верховенства связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового права2< /a>.
Дуалистические теории исходят либо из отрицания взаимосвязи международного права с внутригосударственным правом, либо из ее оправдания. В первом случае (Трипель) исходит из того, что международное и национальное право представляют собой две совершенно самостоятельные системы права, находящиеся в отрыве друг от друга; во втором случае (российская доктрина) исходит из того, что международное и национальное право – две самостоятельные системы права, тесно взаимосвязанные и взаимодействующие между собой 3.
Действительно, надо одобрить, что существует в международном сообществе прогрессивный процесс к большему признанию примата международного права над внутригосударственным, который требует раскрывать его сущность, несмотря на то, что этот процесс зависит от политической обстановки внутри страны, а также от других факторов, которые определяют, насколько и как государство будет выполнять взятые на себя международные обязательства.
В основе методического разграничения между международным и внутригосударственным правом лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства; международное право – в процессе согласования интересов различных государств4, и именно процесс согласования интересов международного сообщества склоняется к постепенному продолжению внутреннего права через имплементации норм международного права по двум причинам: первая – объективная, и вторая – субъективная.
Объективная причина – превращение глобальных проблем в центр экологической проблематики, заставляющих человека выйти из нарастающего глобального экологического кризиса, не останавливать экономическое и социальное развитие человечества- процесс, который можно достигнуть только при участии международного сотрудничества. Речь идет о выживании человечества.
Субъективная причина – осознание превращения глобальных проблем в центр экологической проблематики, которое консолидирует на основе принципа международного права добросовестного выполнения международных обязательств.
Первое положение принципа добросовестного выполнения международных обязательств вытекает из преамбулы Устава Организации Объединенных Наций: “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Далее в п. 2 ст. 2 фиксируется: “все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации”5.
Содержание этого принципа очень тщательно фиксируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, поскольку упоминает, что именно “каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций; вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из международных договоров”6.
И наконец, важный момент в процессе консолидации этого принципа сыграла Венская конвенция по праву договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., в частности ст. 26 Pacta sunt Servanda: “Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться”7. Главный элемент этой статьи представляет собой конвенционный характер этого принципа, который дает субъектам международного права законное основание для того, чтобы требовать от других участников международного общения выполнять обязательства, принятые им по договору, а также дает право субъектам международного права требовать от других участников международного общения соответствующие права по условиям договора.
Устойчивое развитие представляет собой не только перестройку мышления, но и перестройку всей структуры общества. Важным элементом этой перестройки является установление естественного соотношения международного и внутригосударственного права. Невозможно достигать устойчивого развития только с помощью международных норм, нужно их воплощать в недрах каждого государства путем имплементации норм международного права. При этом следует отметить, что имплементация норм международного права вовсе не заключается лишь в правотворческой деятельности государства–участника того или иного международного договора, связанной с воспроизводством норм международного права внутренним законодательством. Она предполагает проведение широкого комплекса мероприятий организационного характера, направленных на непосредственную реализацию международно-правовых норм.
Проблема приведения в действие норм международного права на территории государства решается каждой страной самостоятельно, так как формы и методы обеспечения выполнения, принятых государством международных обязательств (норм) относятся к исключительному суверенному праву каждой страны8.
Что касается практики государств по поводу форм приведения в действие норм международного права в системе внутригосударственного права также разные, это зависит в основном от системы, право действующей в стране. Главное – механизм контроля, который должен наблюдать за инкорпорацией международного права во внутригосударственное, за степенью ее инкорпорации. Задача наблюдения принадлежит всем государствам, и охватывает очень много деталей, связанных с разработкой юридической техники для своего исполнения в рамках внутригосударственного законодательства, а также связанных подходом механизма имплементации, имеется в виду какое место занимает международное право во внутригосударственном законодательстве, и также связанные с процессуальным порядком, то есть условия рассмотрения дела. Государства обязаны устранять противоречия между нормами национального законодательства с целью сближения законодательства государств для того, чтобы создавать условия к совершенствованию устойчивого развития.
2. От внутригосударственного права к международному,
и от международного права к внутригосударственному
Эпопея процесса осознания устойчивого развития международным сообществом требует его отражения в жизни народов. Инструментами этого отражения являются международное право и внутригосударственное право. В рамках международного права ответственность за эти задачи взяла на себя ООН, в основном через экономический и социальный совет. Что касается внутригосударственного права, ответственность взяло на себя государство в рамках его юрисдикции через его компетентные органы.
Большая часть работы ООН, после ее деятельности по поддержанию мира, связана с достижением устойчивого развития в лице экономического и социального совета в тесном взаимодействии с вспомогательными органами ООН и специализированными учреждениями, и другими автономными организациями в рамках системы. Внедрением в практику занимаются, в основном, с одной стороны, Программа развития ООН ПРООН, Программа ООН по окружающей среде ЮНЕП и Мировая продовольственная программа МПП. С другой – система специализированных учреждений.
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является наиболее крупным каналом для предоставления субсидий на осуществление устойчивого развития людских ресурсов – развития, ориентированного на человека и учитывающего экологические аспекты. Главная задача ЮНЕП – координация деятельности и поощрение партнерства в вопросах защиты окружающей среды путем обеспечения нациям и народам возможностей улучшения качества их жизни без нанесения ущерба интересам будущих поколений. Мировая продовольственная программа (МПП) является учреждением Организации Объединенных Наций со Штаб-квартирой в Риме; она занимается вопросами борьбы с голодом и нищетой во всемирном масштабе9.
Система специализированных учреждений является совокупностью межправительственных, самостоятельных организаций, созданных на договорной основе посредством координации деятельности экономического и социального совета. Их насчитывается, четырнадцать они считаются деятельностью международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), также Всемирной торговой организации (ВТО).
Влияние от внутригосударственного права к международному праву происходит через очень сложные процедуры, так как процесс согласования и достижения компромиссов зависит от мировоззрения государств, несоответствующих своим социальным строем, уровнем экономического развития, характером государственной власти, традициями, религией и т.д. Иногда даже смена политических классов или политических групп у власти влияет на процесс достижения компромиссов. Как уже отмечалось, достижение устойчивого развития имеет сложный социально-политический характер, представляет собой арену столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы. Кажется, что борьба за достижение устойчивого развития имеет два выхода: либо допускает объективные причины самоуничтожения, либо уговаривает структуры общества. Вывод: обратиться к гражданскому обществу для того, чтобы оно влияло на решающий фактор во внутренней политике государства на дороге достижения устойчивого развития.
Сущность влияния международного права на внутригосударственное заключается в том, что в законодательстве государства появляются новые принципы и нормы, которые раньше отсутствовали10, которые позволяют реально достигать устойчивого развития посредством интернационализации самого государства и постепенно сближают законодательства государств.
THE CORRELATION BETWEN INTERNATIONAL AND NATIONAL LAW
WILSON GUERRERO MANCHAY (COLOMBIA)
The post-graduate student of Faculty of International Law
The Russian Friendship University
In the present article author open up the essence of the correlation between international and national law in the process of the execution the sustainable development.
Международное право./ Под ред. Г.В.Игнатенко. Понятие международного права, предмет регулирования. М., 1995. С. 18.
Международное публичное право. / Сборник документов. Т. I. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. М., 1996. С. 7.
Конференция ООН по праву договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. A/Conf.129/15 20 March 1986. Ст. 26, 23.
Анисимов Л.Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство. Международное право в современном мире. Указ. Док. С. 118.